Кабинет министров начал процедуру денонсации соглашения между Украиной и Россией в части завершения одного из энергетических долгостроев – Хмельницкой атомной электростанции. 8 июля о соответствующем решении заявил премьер Арсений Яценюк.
“Кабинет министров предлагает Верховной Раде безотлагательно денонсировать соглашение с РФ и отменить соответствующий закон”, – сказал он на заседании правительства.
При этом предусматривается, что продолжить достройку ХАЭС планируется с иной – зарубежной, но не российской – компанией. Однако противодействовать этому взялись как внутренние и внешние силы, так и разнообразные факторы. Что же в итоге ждет станцию, которая сможет помочь обновить устаревший “ядерный” фонд и на экспорт электроэнергии с которой рассчитывает соседняя Польша?
Виноваты русские
О достройке 3 и 4 энергоблоков ХАЭС (Х-3 и Х-4) говорят уже далеко не первый год. Эти два объекта значатся чуть ли не ключевыми проектами в украинской энергетической стратегии. Строительство было начато еще в советские времена, и сейчас Х-3 находится в состоянии 75% готовности корпуса, а Х-4 – 28%.
Однако в 1990 году в связи с мораторием на постройку атомных электростанций все движение на площадке было заморожено. Не разморозилось оно и до сих пор. Хоть в 2010 году и был проведен тендер на достройку ХАЭС с даже конкретным победителем – российской “Атомстройэскпорт”, входящей в структуру госхолдинга “Росатом”.
“Атомстройэкспорт” как подрядчик должен был построить на ХАЭС два реактора типа ВВЭР-1000 на базе уже существующих конструкций. Тогда планировалось, что строительство завершится в 2015-2016 годах.
К началу 2014 года стало понятно, что процесс достройки энергоблоков не продвинулся ни на миллиметр. После смены руководства в компании-операторе действующих АЭС – “Энергоатоме” – его руководитель Юрий Недашковский заявил о том, что российские коллеги подвели.
“Переговоры ведутся с 2008 года, и я считаю, что это неуспешные переговоры. К сожалению, мы объявили российскую компанию “Атомстройэкспорт” победителем международного конкурса, который мы проводили в 2008 году, но все обязательства, которые она брала на себя при подготовке тендерных предложений, оказались невыполненными”, – отмечал он в сентябре-2014.
При этом президент энергокомпании отметил, что украинская сторона свои обязательства сдержала.
“Украина создала полностью всю нормативную базу для этого строительства. К сожалению, наши российские партнеры не выполнили взятую на себя часть обязательств. Это прежде всего финансирование, второе – степень локализации поставок оборудования, материалов и услуг, которые предполагались украинской стороной. В самом конце они еще и отказались от того проекта, с которым мы шли на международный конкурс”, – рассказал Недашковский.
Более того, эксперты отмечают, что упомянутая Недашковским законодательная база может усложнить денонсацию межправительственного соглашения в силу того, что она была разработана исключительно под российского подрядчика. Других стран-участниц в то время не рассматривалось.
Российского подрядчика обвиняли во многом – и в затягивании старта строительства, и в удорожании проекта, и, в конце концов, в промедлении со стартом финансирования и кредитования. Ведь российская сторона, обязавшаяся предоставить организацию финансирования, предложила кредитование со стороны “Сбербанка”.
При этом в “Энергоатоме” утверждают, что рассчитывали на получение государственного экспортного кредита, что удешевило бы его обслуживание в сравнении с частным. Впрочем, в “Росатоме” все обвинения отметают и говорят, что никаких уведомлений о разрыве отношений с украинской стороной не получали, а также готовы продолжать проект.
“Мы руководствуемся обязательствами сторон в рамках существующего межгосударственного соглашения, поскольку никаких отказов от украинской стороны мы на текущий момент не получали”, – отмечается в комментарии пресс-службы “Росатома” нашему изданию.
Обвинения в удорожании проекта до 10,5 млрд долл. с первоначальных 6-7 млрд здесь также отвергают, ссылаясь на переработку проектной сметы украинской стороной в 2013 году, которая предусматривала отказ от использования готовых конструкций в строительстве Х-3/Х-4. Действительно, в 2013 году ряд экспертов и правительственных консультантов выступали за отказ от достройки ХАЭС на действующих конструкциях, поскольку они, дескать, были законсервированы не надлежащим образом.
Впрочем, стоит отметить, что ранее в “Атомпроектинжиниринге” – дочерней структуре “Энергоатома” – отмечали, что решение об окончательном использовании действующих конструкций не будет принято без тщательной проверки их надежности. На этом вопрос больше не поднимался. Однако определенные опасения и внесли задержку в разработку проекта.
Чешский гамбит
Сейчас, по данным “Энергоатома”, постройка 3 и 4 блоков Хмельницкой АЭС оценивается в 3,7 млрд евро, включая первую загрузку топлива на 296 млн евро. Однако подрядчик в выполнении уже срочного заказа, поскольку правительство взяло на себя обязательство закончить с долгостроем до 2020 года, заказа будет уже другой. Еще в апреле глава “Атомпроектинжиниринга” Игорь Орлов заявил, что помогать завершить проект намерена чешская компания “Skoda”. При этом Украине требуется новое межправительственное соглашение (на этот раз с Чехией) и, что немаловажно, источник финансирования.
Если с первым дело за профильными министерствами (Минэнерго и МИД, который, по информации “Энергоатома”, блокирует разрыв аналогичного соглашения с РФ), то со вторым все немного сложнее. Предполагается, что Х-3/Х-4 будут реализовываться за счет собственных средств госкомпании, а также денег, полученных от экспорта электроэнергии с той же ХАЭС в Польшу. Более того, в марте 2015 года “Энергоатом” и польская компания Polenergia International уже договорились о сотрудничестве в реализации проекта по экспорту электроэнергии в Европу. Финансировать этот проект вызвался известный польский бизнесмен Ян Кульчик.
Потребность Польши в украинской электроэнергии проста – в связи с программой модернизации угольных энергоблоков в республике некоторые из них будут выводиться в длительный простой. Это повлечет за собой дефицит установленных мощностей.
И эксперимент с Хмельницкой АЭС, по данным поляков, далеко не первый – с 1985 по 1991 год ХАЭС ежегодно поставляла до 6000 ГВт электроэнергии нашим западным соседям. После синхронизации же польских систем с европейской системой ENTSO-E передача прекратилась, но польские эксперты позитивно смотрят на этот проект.
Есть, правда, небольшой нюанс – необходимо построить ЛЭП на Жешув, и в “Укрэнерго”, и в Польской энергетической компании этот момент затрудняются оценить во временном контексте.
Однако если все сложится на отлично, и к 2016 году энергомост ХАЭС-Польша заработает, станция и ее управляющая компания могут получить немалую выгоду. В случае полной загрузки с учетом дешевизны украинской атомной энергии эксперты прогнозируют возможность выхода и на дальнейшие европейские рынки, а разница между себестоимостью производства, транспортировки и тарифа может позволить достаточно быстро уйти в плюс.
“Если мы сможем обосновать выделение ХАЭС-2 на работу с европейской энергосистемой, тогда заключается долгосрочный контракт на продажу электроэнергии по понятной формуле цены, и можно привлекать кредитные средства в объеме, необходимом для достройки Х-3/Х-4. Именно эта схема рассматривается, так как не требует государственных гарантий от Украины, которых бюджет просто не потянет”, – рассказывает глава “Энергоатома”. С учетом стоимости постройки одного энергоблока в 3-4 млрд долл. проект имеет шансы быть реализованным до 2020 года, как было заявлено украинским правительством.
И все бы хорошо, если бы не одно “но” в этой истории. С поручения Арсения Яценюка прошло уже почти две недели, но работы в данном направлении как не было, так и нет. Более того, Кабмину, вероятно, придется дожидаться с каникул Верховную Раду, дабы внести изменения в закон о достройке Х-3/Х-4. И парламент в данном уравнении – очередное неизвестное, которое может как затянуть сроки реализации проекта, так и в принципе умножить его на ноль.
Любомира Ремажевская, МинПром.
Схожі матеріали:
- Два блоки ХАЕС збудують за рахунок експорту електроенергії до Польщі
- Енергоблоки Хмельницької АЕС можуть добудувати американці з японцями
- Процес добудови енергоблоків ХАЕС може розпочатися у 2015 році – міністр
- Віце-прем’єр Бойко твердить, що добудова енергоблоків ХАЕС необхідна
- Група нардепів лобіює збільшення відрахування на соціалку з добудови енергоблоків ХАЕС