Судьба распорядилась так, что оказался в городе Хмельницком и, возможно, надолго. Мое появление здесь никем не планировалось, но это не причина не познакомиться с городом. Тем более, что город и в самом деле неординарный. В чем именно это проявляется – автор пока для себя точно не уяснил. Во всяком случае, не архитектурными изысками. Хотя…
«Он же памятник!»
Приезжающих на привокзальной площади встречает сам Зиновий-Богдан Хмельницкий… То есть, понятно, не он лично – памятник эпохи развитого социалистического реализма. Чтобы сразу не пугать гостей города, Богдан стоит спокойно, булавой не размахивает – держит ее на уровне груди. Подозреваю, это обстоятельство долго не давало спокойно спать отцам города или кому повыше. Потому как возле областной филармонии, спустя много десятилетий, появился другой памятник человеку, чьим именем назван один из областных центров Украины.
Это уже не соцреализм; творение Михаила Микешина он тоже мало напоминает. Если на Софийской площади конь под Богданом живой и резкий, то в Хмельницком под всадником распластался какой-то владимирский тяжеловоз: раздвинул огромные копыта во все четыре стороны, голову нагнул словно бык, собирающийся подцепить на рога обидчика-тореадора… Такого битюга не вздернешь по-микешински на дыбы. Так что Богдан всего лишь грозноподнял булаву и с каким-то неодобрением смотрит на филармонию (один в один – Украинский театр в Луганске; типовой проект, знаете ли). Видимо, ему репертуарный план культурного учреждения не понравился.
Запоздавшая губерния
…Проскурову не улыбнулась судьба стать губернским городом до 1917 года, и потому здесь не встретишь монументальных строений с атлантами и кариатидами в натуральную величину, с колоннадами, куполами и прочими образчиками стиля ампир – свидетельствами недолгого и неполноценного процветания империи Романовых.
Зато здесь хватает скромных по размерам и очаровательных в своих пропорциях дворянских и купеческих особнячков. Которые, в отличие от нашего богоспасаемого Луганска, практически все находятся в хорошем состоянии. Правда, пока не могу утверждать, что излазил вдоль и поперек хотя бы весь центр.
Еще впечатление из тех, что принято называть первыми: город, который примерно вдвое меньше Луганска, сплошь пронизан троллейбусными линиями. Но не это удивляет, а то, что троллейбусы под ними снуют с завидной для луганчанина регулярностью, причем местами им приходится продираться и петлять в такой тесноте, словно это не внушительных размеров машина, а какой-нибудь «Запорожец» из самого первого семейства.
Остановки, в то числе в маршрутках, объявляются автоматически, сразу после того, как транспортное средство отчаливает с предыдущей. Чтобы, значит, пассажир успел приготовиться к высадке. Предваряется объявление неким музыкальным пассажем, от которого рука сама тянется к мобильному – проверить, не звонит ли кто.
Реклама для сидения
На главную площадь вышел случайно. Здесь рядышком, под прямым углом друг к другу, стоят здания облгосадинистрации и мэрии; перед ОГА – сложнейшей композиции многофигурный монумент, который я даже не попытался расшифровать (после двух ночей, проведенных в поездах, это было сложно). А вот мини-бульвар, начинавшийся от горисполкома, особой расшифровки не требовал. Городская власть кинула клич, и лучшие предприниматели Хмельницкого оснастили стометровку скамейками, каждая из которых претендует на звание художественного шедевра. При этом авторы не забыли указать свои имена или названия фирм, к коим имеют отношения.
Единственное, что портило впечатление – это нанесенные неизвестными вандалами надписи на доступные их орудиям творчества места (в основном на полированные рейки спинок). С одной стороны неприятно, но с другой – вроде бы попыток отодрать элементы украшений пока не было.
Загадки стройплощадок
Из сказанного выше можно понять, что в городе нет колоннад и куполов. Это не совсем так. Они есть, но украшают не романовский «ампир» или, там, модерн, а современные здания. Здесь строят столько, сколько не строили даже во времена Феди и Шурика из гайдаевской комедии. Причем не только в центре, но и на окраинах. Строят с такой скоростью, что даже Яндекс не успевают вносить изменения в свои карты.
В основном строят жилье. Кто покупает квартиры – сказать не берусь. Вообще-то о крупнейшем в Украине оптовом рынке в Хмельницком слышал давно. Увидел его со стороны, из окна троллейбуса. Не впечатлил – харьковская Барабашовка выглядела круче уже лет десять назад. Но, возможно, это оттого, что хмельницкий уютненько так расположился в яру и все свои секреты кому попало не раскрывает.
Работает ли в городе промышленность? Заводов видел несколько. За проходную, разумеется, не заглядывал. Могу лишь утверждать, что признаков разрухи не наблюдается нигде, а уж производят они свою «природную» продукцию или сдают цеха под склады – пока не выяснил. Но что-то мне подсказывает, в любом случае не работники местной индустрии являются основными клиентами строительных фирм.
Вот было бы хорошо в этом оказаться неправым.
Верю – не верю
Какой веры придерживаются хмельничане в основной своей массе определить сложно. Смотрел на город издали, с десятого этажа дома на окраине (он там как на ладони) – и не увидел доминирующего собора. То есть, вообще-то золотые православные «луковки» проблескивали там и сям, но как-то невыразительно.
Гораздо чаще встречались по дороге молельные дома каких-то протестантских церквей (прошу прощения у их адептов, но каких именно – в голове не удержал). Небольшие, невыразительные, зато чистенькие такие, ухоженные. Как по мне, для православного города с мощной католической предысторией, их довольно много. Впрочем, выводы на се счет делать остерегусь. Мало ли…
Кстати, о католицизме. Поляки здесь доминировали культурно долгое время даже после присоединения Подолии к Российской империи (в конце XVIII столетия). Потом известно какие времена настали, но, видимо, польские корни сохранились – судя по масштабу и роскоши возведенного здесь католического собора.
Разместился он не в центре, но и не на задворках – на главном проспекте Забужья (мое название; когда узнаю, как эту сторону называют местные – исправлюсь), проспекте Мира. Когда я там оказался (в субботу), попасть внутрь не представилось возможным: площадку у входа рабочие застилали плиткой. Ревела «болгарка», пыль стояла столбом…
Ждут наплыва посетителей?
Михаил Бублик, для НГП.
Схожі матеріали:
- У Хмельницькому з’явився новий автобусний маршрут, який з’єднав два мікрорайони
- У Хмельницькому карантину в школах наразі не буде
- Комунальників Хмельницького навчали, яких заходів варто вжити для продовження життя дерев у місті
- За п’ять днів негоди у Хмельницькому склали 18 протоколів за невчасне прибирання прилеглої території від снігу
- У Хмельницькому за рік майже вдвічі збільшилася кількість кубів із загиблими