С опозданием на годы хочу попросить прощения у всех беженцев бывших колоний бывшего Союза Красного террора. У всех, переживших потерю родины, дома, соседей. Простите за незнание вашей боли, простите за равнодушие. Двадцать лет назад обыватели толковали, вот, мол, «они там в саклях и чумах жили, а теперь ишь как устроились – квартиры им дают!» Хотя не было никаких квартир, но так хотелось поговорить о том, чего не знаешь…
Мифы о пособиях
Услышала в троллейбусе разговор двух женщин, милых дам среднего возраста, в котором речь шла о нас, переселенцах. Точнее, о ста пятидесяти гривнах суточных, которыми государство ежедневно наделяет каждого переселенца для, согласитесь, очень даже безбедного существования на чужбине. Как оказалось, эти сведения были почерпнуты дамами из радионовостей города Хмельницкого. Как следствие – взрыв негодования по поводу «на черта здесь нужны эти дармоеды, зажравшиеся на всем готовом. Пусть едут домой!»
Скажу честно: не будь я самой настоящей переселенкой, я бы разделила возмущение трудового народа по поводу ни за что, ни про что свалившегося материального счастья на головы «избранных». Но я переселенка. Поэтому думаю иначе: во-первых, «избранных» разрухой, голодом, потерей друзей и близких, работы, средств к существованию, родной земли и хоть каких-то надежд на спокойную старость? Во-вторых, за четыре месяца переселенчества лично я не получила от державы ни одной копейки какого бы то ни было пособия. Одинокие матери – да, получали – единоразовую помощь в размере, значительно ниже минимальной заработной платы. Семьи с маленькими детьми – да, но не все, так что определить принцип, по которому что-то кому-то причитается, сложно. Можно только надеяться: граждан Украины, которые убегали от снарядов в домашних тапочках с прижатым к груди ребенком, обязаны были обеспечить жизненно необходимым.
Мы хотим работать
За четыре месяца нашего пребывания на благословенной Хмельниччине работу смогли найти далеко не все желающие работать. Мне повезло официально трудоустроиться – правда, пришлось забыть о двух дипломах о высшем образовании и освоить новую, неквалифицированную профессию. Есть среди нас и новоиспеченные дворники, и уборщицы. Кому не повезло с постоянной работой, подвизаются на временной – заборы красят. То есть переселенцы не такие уж и дармоеды, трудовую копейку зарабатывать умеют и на дипломы не кивают – кушать-то хочется. И простых украинских трудяг среди переселенцев большинство.
К сожалению, минимальной (как правило) заработной платы не хватает, чтобы обеспечить себя самым необходимым – зимней одеждой, лекарствами, элементарными предметами быта. Низкий поклон хмельничанам за людяність: простым горожанам, волонтерам, благотворительным фондам, в том числе БФ «Каритас» при греко-католической церкви (ул. Заречанская, 10) и его директору, отцу Ивану Данкевичу, БФ «Ксена» и лично Оксане Устиновой – без вашей помощи что бы делали наши дети 1 сентября и как бы все мы встречали морозы…
Постановление Кабмина от 6 октября 2014
Жаль, что есть иной переселенческий контингент, о котором нет-нет, да и высказываются терпеливые соотечественники Центральной и Западной Украины: трутни. И особенно заметно их стало сейчас, после выхода Постановления Кабмина о выплате пособия переселенцам. Постановление содержит ряд положений, ограничивающих число получателей пособия: сведения об имеющемся в собственности вне зоны проведения АТО жилье; о наличии автотранспортных средств у членов семьи; о месте нахождения отсутствующих членов семьи (случаи, когда жена с детьми в эвакуации, а муж прислуживает террористам – не редкость); о наличии банковских счетов в размере не менее 10 000 гривен; справка с места работы на текущий момент, т.е. подтверждение, что человек, во-первых, является налогоплательщиком, во-вторых, прикладывает усилия, чтобы выжить, а не ждет готовое.
Другими словами, настоящее Постановление – своего рода люстрация переселенцев. Чего только не происходит в кабинетах Управления социальной защиты населения! От требований немедленно предъявить текст на русском языке, ибо выучить язык своей державы не было желания, до надрывных скандалов «как это так – давать работающим? Безработным надо давать…». Слышать из уст мадам в меховом манто и бриллиантах было и странно, и стыдно. Простите нас, хмельничане! Честное слово, мы не все такие.
Есть по этому поводу вопрос к верховной власти: если разнарядки по количеству переселенцев, которые должны были принять определенные области Украины, спущены из Киева, если Киевом велся ежедневный контроль мест возможного поселения приезжающих из Крыма и зоны АТО, то как можно было за полгода не додуматься до элементарного: а где будут работать эти сотни тысяч? Уверена, вопрос создания рабочих мест решать следует немедленно, ибо надежды на скорое восстановление границ ИСКОННО УКРАИНСКИХ ТЕРРИТОРИЙ практически не осталось, а возвращаться – пусть домой, но не в Украину – верные Родине украинцы не собираются.
А вот пособие пенсионерам, если с его выдачей не будет проволочек, как нельзя кстати. Не секрет, что подавляющее количество переселенцев преклонного возраста за четыре месяца скитаний так ни разу и не получили пенсионных выплат – то ли чиновничье головотяпство, то ли необъявленное замораживание финансов на государственном уровне. Доходит до непоправимого: старики вынуждены уезжать в зону проведения АТО, домой, где нет денег, еды и воды, света и отопления. Уезжают, чтобы не чувствовать себя изгоями.
Миграция, люстрация и провокация
Впрочем, данное Постановление можно использовать как инструмент люстрации и отдельных госслужащих, проявляющих вопиющее незнание не только текста, но и самой сути Постановления Кабмина. В отделении социальной защиты населения по ул. Заречанской 14/4 государственная служащая требовала от работающего уже в Хмельницком переселенца принести справку о доходах… с предыдущего места работы (?!), которого уже, собственно, физически не существует по причине ежедневных обстрелов тяжелой артиллерией. Спасибо специалистам Городского управления соцзащиты – в ситуации разобрались оперативно.
Но особо отличился АТ «Дельта Банк», а именно – сотрудники отделения, что по ул. Каменецкой, 52. И речь не о профессиональной безграмотности, а о злонамеренных действиях. Известно, что в заявлении на получение пособия по Постановлению Кабмина необходимо указать номер счета банковской карточки, который открывается в ЛЮБОМ БАНКЕ, по выбору клиента. Этот счет так и называется: «Для социальных выплат». До 27 октября никаких проблем ни с открытием счетов, ни с активацией карточек ни в одном банке не возникало.
Проблемы начались 27 октября, когда в одно из общежитий города, где проживает три семьи переселенцев, явились три представителя «Дельта Банка», вооруженные офисной техникой для оформления бумаг «на дому», и понесли ахинею: представившись уполномоченными службы социальной защиты населения, они уверили людей в том, что открытые ими ранее (и что еще важнее – официально зафиксированные в заявлениях и отправленные в Киев) счета недействительны, и даже карточки не могут быть активированы, потому как только «Дельта Банк» (!) по особой программе (составленной Кабмином постфактум?!) имеет право открывать такие счета и обслуживать получателей государственного пособия. Поэтому немедленно, практически с колес, они, понимая, как люди нуждаются в средствах, берут на себя миссию переоформления счетов, открытых в иных банках, на свой банк. В бланках договоров, состряпанных тут же, в общежитии, вопиющие ошибки – такие как неправильный адрес фактического проживания переселенцев, иными словами – поезд в никуда, или подпись представителя банка – напечатано «Гуменюк Олена Вікторівна», а поставленный автограф содержит четкие «Г» и «З».
Но это бы еще полбеды, хотя для переселенцев любая афера – уже беда. Главное в самом тексте – формулировка в графе «Назначение платежа»: вместо общегосударственной программы «Для социальных выплат», которая используется в каждом банке, в «Дельта Банке» выдумали свою формулировку – «Поповнення рахунку за договором…». Сам же договор классифицируется как «Відкриття та обслуговування поточних рахунків». К тому же в договоре указаны почему-то два номера счета, а не один.
Переведу на разговорный язык: вместо того, чтобы получать деньги напрямую от государства и иметь возможность контролировать сроки выплат, бедолаги, поддавшись мантрам сотрудников вышеупомянутого банка, будут целиком и полностью зависеть от воли хозяина финансового бала: сколько времени ему понадобится на то, чтобы перечисленные (на какой-то из двух счетов) деньги принесли его финансовому детищу ощутимые финансовые результаты. Причем этот банк никогда не славился своей лояльностью ко вкладчикам, к примеру, узнать оставшуюся на карточке сумму здесь можно только за деньги. Как и снять сумму в кассе другого банка – тоже. А перерасход текущих средств счета будет облагаться по кредитным ставкам – 29,9% от суммы перерасхода.
Но вернемся от рассуждений к фактическим событиям 27 октября. «Волонтерский визит» финансовых сотрудников был в спешном порядке прекращен – появился переселенец, который задавал много вопросов. Так, на повторенный трижды вопрос, откуда у них могут быть сведения о подавших заявления переселенцах, было получено три абсолютно разных ответа:
1) По просьбе управления социальной защиты населения. (Ложь. В управлении понятия не имели, о чем идет речь. Тем более что изменение каждого пункта в уже принятом и зарегистрированном ранее заявлении ведет к дополнительной отсрочке выплат.)
2) По направлению Центра занятости. (Ложь. Центр занятости зачастую узнает о переселенцах после их обращения в Управление соцзащиты и уж тем более не курирует активацию банковских карточек.)
3) Наконец, «а у нас вчера было селекторное совещание с Киевом и нам сказали…» А вот это уже ближе к правде, тем более что головное управление банка находится в столице, а клиентов «Дельта Банку», откровенно говоря, даже такая широкомасштабная акция не прибавила. Да и не мудрено.
Даже на следующий день, когда подписавшие опрометчиво договор бросились в отделение банка с просьбой ликвидировать странный документ, им в этом было отказано. Да, для видеокамеры была демонстративно разорвана банковская карточка. Однако в то же время курьер с подписанными накануне договорами уже прискакал в Управление соцзащиты, благо сотрудники которого уже были предупреждены о недоразумении.
Чем же закончилась интрига? Пока неизвестно. «Дельтабанковцы» перед уходом намекнули, что общежитий у них еще много…
Пособие все-таки целевое. Цель нереальная
Хочется верить, что с «дельтабанковским» недоразумением помогут разобраться соответствующие службы доброго Хмельницкого. У переселенцев и без того достаточно бед. Тем более, что пособие-то мизерное, учитывая цели, для которых оно предназначено, а именно – «для оплаты жилья и жилищно-коммунальных расходов».
Это значит, что оплачивать проживание в общежитиях, пансионатах, санаториях с 7 октября 2014 года (после вступления в действие Постановления Кабмина) переселенцы будут самостоятельно. Стоимость проживания в пансионате обладателю пособия даже в 800 гривен (дети, пенсионеры) оплатить нереально, в 400 гривен – немыслимо. Из общежитий переселенцев выкинут 1 января 2015 – это окончательный приговор несгибаемого руководства.
В общем, все нерешенные жилищные вопросы поднимаются с новой силой. В нескольких областях Украины предусмотрено строительство сборных домиков для переселенцев. Хмельницкая область в их числе не значится. Однако и этот вопрос решать необходимо безотлагательно, так как многие не просто уехали «от войны», а бежали от бандитов пророссийских анклавов ДНР и ЛНР. Следовательно, возвращение возможно только после освобождения исконно украинских территорий от российских оккупантов, организованных преступных группировок под эгидой правоохранителей-политиков-предателей, кадыровских садистов-вырожденцев и местных вооруженных уголовников.
Жаль, произойдет это не так скоро, как мечтается. И тормозящих факторов здесь много, в том числе до сих пор никак не ликвидируемая гуманитарная катастрофа, информационный и законодательный вакуум (о вопиющем тупизме генералитета и высших штабных чинов, смахивающем скорее на предательство, намеренно не упоминаю – больно). Почему сразу, как только появилось такое непривычное для нашей державы слово, как сепаратизм, не дать ему официальную, т.е. законодательную оценку? Четко обозначенную юридическими понятиями: «предусмотрен срок», «поражение в правах», «лишение гражданства» и т.д. Опоздали, как всегда. А ведь народ скандировал: «Чемодан – вокзал – Россия»…
Закон об ответственности за сепаратизм принят северным соседом – и не без оснований, ибо выходки стареющего чекиста, окончательно сбрендившего от маниакального миража тотальной руссификации народов в планетарном масштабе, все активнее пробуждают национальное самосознание порабощенных Россией народов. И то, что антидиктаторские течения уже раскачивают Россию, факт.
Поскольку речь зашла о «дедушке Кабаевой», думаю, пора вспомнить, что один Путин в России уже был. Ровно столетие назад. Он так и назывался – Путин-первый, или Рас-путин. Чем закончилось его мельтешение в царских палатах – известно очень хорошо: империя с мировой славой погибла безвозвратно. Что ж, история повторяется.
Елена.